Маньеризм

Маньеризм – итал. – стиль, манера, термин, употребительный в изобразительном искусстве. Стал популярным благодаря художнику и биографу 16 века Вазари, который характеризовал им высокую степень грациозности, уравновешенности и утонченности в искусстве. С 17 века большинство критиков, полагая, что итальянское искусство 2-ой половины 16 века переживало упадок по сравнению с вершинами, достигнутыми в период высокого Возрождения (Ренессанс) Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлем, термин «Маньеризм» относили к искусству, которому свойственны метафорическая насыщенность, пристрастие к гиперболе и гротеску. В результате Маньеризм стали называть стиль, воспринятый школами итальянского искусства, прежде всего римскими, в период между эпохами Высокого Возрождения и Барокко ( около 1520-1600).

О Маньеризме принято говорить начиная с Рафаэля, когда он отказался от предельно ясных и уравновешенных средств выражения, свойственных Высокому Возрождению, и начал работать в более изощренной манере. Для Маньеризма характерны : удлиненность фигур, напряженность поз ( контропост), необычные или причудливые эффекты, связанные с размерами, освещением или перспективой, и яркие цвета. В ваянии провозвестником Маньеризма был Джамболонья, в искусстве которого, Оказавшим огромное влияние на его современников, сочетаются причудливость поз с изысканной плавностью и элегантностью форм. К ведущим скульпторам-маньеристам относят Бенвенуто Челлини. Маньеризм в архитектуре также трудноопределим, как в живописи и скульптуре, но часто подразумевает осознанное презрение к установленным правилам и классическим традициям.

За пределами Италии маньеристами иногда называют представителей школы Фонтебло во Франции, нидерландских художников 16 века ( многие из них восприняли идеи маньеризма побывав в Италии) и Эль Греко в Испании. В литературе и музыке термин «Маньеризм» применяется еще шире, чем в изобразительном искусстве и архитектуре. Так «маньеристскими» именуют литературные произведения, которым свойственна витиеватость слога, усложненный синтаксис и использование причудливо-фантастических образов. Наиболее известный пример – двухтомный роман «Эвфуэс» (1578-1580) Джона Лили, породивший термин «эвфуизм», означавший в высшей степени искусственный и вычурный стиль. В музыке «маньеристским» считается, например, творчество итальянского композитора, автора мадригалов Карло Джезуальдо ди Веноза, чьи произведения отличаются необычной гармонией, внезапной сменой темпа и яркой экспрессией.


Задайте вопрос:

ICQ: 589605017 (Москва)
e-mail: info@azastro.ru

© Строительная компания «Азастро», 2001–2010 гг.
Разработка и поддержка сайта © Алексей Силин, 2010 г.
Rambler's Top100

8 (495) 510-21-82|8 (495) 542-89-46