Ар деко

Стиль ар деко не всегда было принято обозначать как самостоятельный. Термин появился в 1960-е. Его истоки, создатели и представители естественным образом трансформировались из стиля ар нуво. Стиль, вошедший в моду в 20-30-е г.г. отчасти продолжил традиции Ар-нуво, вместе с тем на него оказали влияние кубизм, народное американское искусство и дизайн бурно развивавшегося в то время машино- и самолетостроения.

Идеолог модерна, бельгийский художник ван де Вельде, становится теперь одним из наиболее ярких выразителей "абстрактного" направления модерна. Флористическому декору противопоставляется линейный, геометрический как более соответствующий новой технике в архитектуре и художественной промышленности. Становится популярным разработанный художниками венского сецессиона геометрический орнамент из прямых линий, треугольников и кругов. В 1901 году организовал экспериментальные художественно-промышленные мастерские, на базе которых в 1919 году был основан знаменитый Баухаус, школа, объединившая в своих стенах архитекторов, дизайнеров, художников, целью творчества которых стала пропаганда новой эстетики жилища. Крупнейшие мастера Баухауза Вальтер Гропиус, Людвиг Мис ван дер Роэ, Марсель Брейер, эмигрировав в 30-е годы из фашистской Германии в США, внесли большой вклад в развитие дизайна в Америке.

А во Франции проектировщики мебели в продолжали следовать традициям создания декоративных предметов, используя технику маркетри и другие виды инкрустации из экзотических пород дерева. Собственно, по названию международной выставки декоративного искусства в Париже ( 1925 г .) стиль ар деко и получил свое название.

Если ар нуво тяготел к прошлым стилям, то ар деко соединял прошлое с будущим. В геометрических формах и стремительных линиях он отражал прогресс в развитии новых технологий. Вершиной ар деко в дизайне мебели Франции явилось творчество Жака Эмиля Рульмана, в работах которого самые изысканные материалы сочетались с первоклассным мастерством. Стиль ар деко вернулся в Европу в 1990-е и стал весьма популярен.Прогресс в развитии новых технологий открыл эру массового производства мебели. Наряду с оформлением частных домов растет число проектов интерьеров отелей, банков. Традиционные материалы в архитектуре и интерьерах заменялись новыми: прокатным металлом, стальными трубками, зеркальным стеклом, бетоном, клееной фанерой, полудрагоценными камнями. Уже к концу первого десятилетия XX века модерн соседствует с конструктивизмом с его эстетикой целесообразности и строгих утилитарных форм, очищенных от декоративности модерна.В 1903 году архитектор Огюст Перре построил в Париже первый многоквартирный дом с каркасом из железобетона. На художественно-промышленной выставке 1906 года в Дрездене впервые экспонируются предметы массового промышленного производства с чертами той самой декоративности, противниками которой выступают конструктивисты. В 1911 году впервые в истории архитектуры фасад здания фабрики, спроектированного Гропиусом, был сделан полностью из стекла и металла.В развитии конструктивизма наряду с Баухаузом ведущая роль в европейском дизайне принадлежит группе архитекторов и художников Голландии, объединившихся вокруг журнала "Стиль" ("De Stile"). К ним принадлежал Г. Т. Ритвельд, разработавший на основе новых принципов построения "аппарат для сидения". Этот результат соединения геометрии с обнаженной конструкцией дал толчок развитию новой линии в мебельном дизайне. В группу "Стиль" входил, кстати, выдающийся советский архитектор Эль Лисицкий, получивший художественное образование в Германии.

Для Советской России идеи "конструирования" окружающей среды, активного влияния на нее, простота и утилитаризм предметных форм были противопоставлением буржуазности с ее роскошным бытом. Эстетика конструктивизма лежала в основе промышленного производства посуды, ткани, мебели. Помимо творческого экспериментирования выдающиеся художники работали как универсалы в самых разных прикладных отраслях. Модели рабочей одежды разрабатывались конструктором, живописцем и театральным художником В.Е. Татлиным. Фотохудожник, график, конструктор А. М. Родченко был автором проектов оформления рабочих клубов, разработок для массового производства посуды и мебели.

Конструктивизм с его абсолютизацией эстетики самой конструкции вещи - идейный родствен развивавшемуся в те годы функционализму, служащему утилитарной принадлежности мебели, ее комфорту. Внедряется встроенная, секционная, сборно-разборная и трансформируемая мебель. Разрабатывается специальная мебель для гостиниц, банков, школ.

Двадцатые годы - время поисков и экспериментов в области архитектуры и искусства бытовой вещи в их неразделимой общности. Больше, чем когда-либо, дизайнеры сочетают обстановку здания с его архитектурой.

Французский архитектор и дизайнер Ле Корбюзье, так же как Вальтер Гропиус и Мис ван дер Роэ, прошедший еще до войны школу в мастерской берлинского архитектора Петера Беренса, в 1919-1921 годах разрабатывает проекты небоскребов из стекла и бетона. 1923 году сформулировал суть новой эстетики жилища: "Дом - машина для жилья". Его знаменитый шезлонг из стальных труб с парусиновым сиденьем стал образцом для подражания. В 1926 году на строго математической основе Мис ван дер Роэ проектировал мебель из металлических трубок. Модели имели артикул "MR" в соответствии с инициалами автора. Консольное кресло "MR 534", известное как "Weissenhof", наглядно воплотило художественный идеал автора - подчинение формы функциональному назначению предмета при полном отсутствии декора. Созданные Мис ван дер Роэ модели вошли в коллекцию классических образцов мебели ХХ века.

Для современного интерьера стилистика тридцатых годов дала чрезвычайно многое.

Дизайн ар деко являлся основой почти всех домашних интерьеров в 20-х30-х годах. Простота и геометричность стиля открыли эпоху массового производства мебели, сделав ее доступной. Именно в эти годы были созданы практически все образцы мебели XX века.


Задайте вопрос:

ICQ: 589605017 (Москва)
e-mail: info@azastro.ru

© Строительная компания «Азастро», 2001–2010 гг.
Разработка и поддержка сайта © Алексей Силин, 2010 г.
Rambler's Top100

8 (495) 510-21-82|8 (495) 542-89-46